СОДЕРЖАНИЕ:
1. Педагогический анализ итогов 2010-2011 учебного года:
1) сведения о кадровом составе образовательного учреждения;
2) анализ методической работы школы;
3) анализ деятельности, направленной на получение бесплатного среднего образования;
4) данные школьной статистики;
5) анализ итогов аттестации учащихся 9, 11 классов;
6) итоги работы с учащимися, мотивированными на учебу;
7) общие выводы, рекомендации и задачи на 2011-2012.
2. Планирование работы образовательного учреждения на 2011-2012 учебный год:
1) план работы школы;
2) план внутришкольного контроля;
3) план работы по реализации прав на образование;
4) организационно-педагогическая деятельность;
5) информационно-аналитическая деятельность;
6) план подготовки к государственной итоговой аттестации;
7) план работы методического совета;
8) работа с педагогическими кадрами;
9) график проведения педагогических советов, семинаров, практикумов;
10) график проведения предметных недель;
11) план родительских собраний;
12) план повышения качества образования;
13) план работы со слабоуспевающими;
14) план поддержки талантливых детей;
15) план научно-исследовательской деятельности.
На 2010 – 2011 учебный год перед педагогическим коллективом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69» были выделены приоритетные направления:
1. Повышение уровня качества знаний выпускников, соответствующего требованиям государственного стандарта. Улучшение содержания и технологий образования, освоение и обеспечение государственных и образовательных стандартов с учетом структурной перестройки системы российского образования.
2. Внедрение в образовательный процесс модели физико- математического профиля обучения в старшей школе.
3. Формирование коллектива высококвалифицированных педагогов, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов личностно-ориентированного подхода и педагогики успеха в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ.
и поставлены следующие задачи:
1. Создать условия для качественной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, ГИА-9, к продолжению непрерывного образования. Достичь уровня базового образования, соответствующего государственному стандарту.
2. Продолжить работу по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, по формированию потребности в здоровом образе жизни.
3.Сохранить и развивать единую нравственно воспитывающую среду в условиях образовательного процесса. Повышать уровень воспитанности школьников, сформировать личность, способную жить в современном мире, иметь твердые нравственно-патриотические установки.
4. Сохранить и укреплять материально-техническую базу и рационально использовать финансовые средства для обеспечения оптимальной организации учебно-воспитательного процесса
Анализ итогов работы школы показал, что поставленные задачи в основном выполнены, чему способствовала целенаправленная работа всего педагогического коллектива школы.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА
1. Сведения о кадровом составе школы.
Анализ динамики профессионального роста.
В 2010 – 2011 учебном году в педагогический состав средней школы входило 28 человек. Методическое объединение учителей гуманитарного цикла – 8 человек (28,5%).
Методическое объединение учителей физико-математического цикла – 5 человек (17,8%). Методическое объединение учителей естественно – научного цикла – 7 человек (25%).
Методическое объединение учителей начальных классов – 8 человек (28,5%).
Из них учителей:
русского языка и литературы – 4;
иностранного языка – 2;
математики – 3;
физики – 1;
химии – 1 ;
биологии – 1(внешний совместитель);
географии – 1;
физической культуры – 1;
истории и обществознания – 2;
О Б Ж - 1;
начальной школы – 8;
музыки – 1;
ИЗО и черчения – 1;
информатики – 1;
Анализ педагогического состава по педагогическому стажу:
от 0 до 5 лет – 2 (7,1%)
от 5 до 15 лет – 4 (14,2%)
от 15 до 20 лет – 5 (17,8%)
свыше 20 лет – 17 (60,7%)
Возрастной состав педагогов
№ | параметры | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
1. | До 25 лет | 2 | - | 7,1% | 3,8% | - |
2. | От 25 до 35 лет | 7 | 8 | 10,7% | 15,3% | 14,2% |
3. | От 35 до 45 лет | 10 | 10 | 35,7% | 26,9% | 32,1% |
4. | От 45 до 55 лет | 5 | 6 | 21,4% | 19,2% | 25% |
5. | От 55 и выше | 8 | 7 | 25% | 34,6% | 28,5% |
Образовательный уровень педагогического коллектива
№ | параметры | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
1. | Высшее образование | 78% | 80,6% | 82,1% | 80,7% | 82,1% |
2. | Незаконченное высшее | 3% | - | 3,5% | - | - |
3. | Средне – специальное | 21,8% | 19,3% | 14,2% | 19,2% | 17,8% |
4. | Средне – техническое | - | - | - | - | - |
Результаты аттестации педагогических кадров:
Уровень профессиональной компетентности педагогических работников повышался через курсы, семинары, включение педагогических и руководящих работников в аттестационные процессы, выполнение рекомендаций, вынесенных в ходе аттестации.
На повышение уровня профессиональной компетентности педагогов были направлены педсоветы и методические семинары, открытые уроки и мероприятия, присутствие на защите аналитического отчета коллег, участвующих в аттестационном процессе. Само участие педработников ОУ в процессах аттестации явились стимулом для профессионального и творческого роста аттестующихся педагогов, обновления содержания и повышения уровня качества образования в образовательном учреждении.
Атттестующимся педагогам была оказана методическая помощь по подготовке к аттестации и по оформлению пакета документов, аналитических отчетов. Аттестация проходила в соответствии с нормативно-правовыми документами. Требования направлены на повышение результативности педагогического труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.
Педагоги представили результаты практической деятельности в межаттестационный период перед Главной аттестационной комиссией. Педагогическая деятельность педагогов была признан эффективной, результативной.
№ | параметры | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
1. | высшая квалификационная категория | 21,8% | 22,5% | 21,4% | 15,3% | 17,8% |
2. | первая квалификационная категория | 28,1% | 35,4% | 39,2% | 42,3% | 39,2% |
3. | вторая квалификационная категория | 34,4% | 38,7% | 32,1% | 38,4% | 32,1% |
4. | стажевые разряды | 12,5% | 3,2 | 7,1% | 3,8% | 10,7% |
Процедуру аттестации в 2010 – 2011 учебном году прошли 3 педагога и 1 административный работник. Основными целями аттестации являются: стимулирование роста квалификации, профессионализма управленческого и педагогического труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности педагогических работников.
Макшанова Н.И.- заместитель директора по воспитательной работе аттестована на высшую квалификационную категорию.
Митюгова В.П.- учитель географии и биологии, Шатохин Л.Г. – физической культуры, аттестованы на высшую квалификационную категорию. Иваненко Н.Г - учитель математики, аттестована на вторую квалификационную категорию. Воеводиной Н.П., учителю русского языка, Хоревой Л.П., учителю химии, присвоен 12 разряд по стажу.
За 2010 – 2011 учебный год 12 преподавателей прошли курсы повышения квалификации в МОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка.
Администрация и педагоги школы принимали активное участие в подготовке и проведении предметных олимпиад, являлись участниками научно – практических конференции, городских дней науки.
Выводы: 1. Школа на 100% укомплектована педагогическими кадрами.
Основная часть педагогического состава (82,1%) имеет высшее образование, высокую квалификацию (17,8%- высшую квалификационную категорию, 39,2% - первую квалификационную категорию).
Опытные, имеющие педагогический стаж не менее 15 лет, педагоги составляют 95% от общего количества педагогического состава.
Все педагоги своевременно посещают курсы повышения квалификации при МОУ ДПО «ИПК» г. Новокузнецка, совершенствуют свое педагогическое мастерство, участвуя в районных и городских семинарах, конференциях, олимпиадах, днях науки.
Рекомендации:
В связи с открытием в школе 11 профильного физико-математического класса (физика, алгебра, информатика), 10 профильного социально-гуманитарного (русский язык и литература, история и обществознание, право и экономика) учителям – предметникам следует посетить курсы, предусматривающие решение некоторых вопросов организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.
В связи с введением в образовательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения административным работникам, учителям начальных классов, учителям ИЗО, музыки, физической культуры следует посетить курсы, семинары, круглые столы, предусматривающие решение некоторых вопросов организации введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
школы за 2010 – 2011 учебный год.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
В 2010-2011 учебном году в школе работало 4 методических объединения учителей-предметников:
1) методическое объединение учителей гуманитарного цикла– 8 человек (28,5%),
руководитель Гудилина О.В.;
2) методическое объединение учителей физико-математического цикла –5 человек (17,8%),
руководитель Иваненко Н.Г.;
3) методическое объединение учителей естественно – научного цикла –7 человек (25%),
руководитель Котова С.Г.
5) методическое объединение учителей начальных классов –8 человек (28,5%), руководитель Кузмичева Л.А.
Деятельность всех предметных методических объединений направлена на самообразование и развитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание систематической, целенаправленной помощи с учетом потребностей и индивидуальных качеств педагогов,
С учетом поставленных перед школой задач, уровня организации учебно– воспитательного процесса, особенностей состава учащихся в 2010 – 2011 учебном году была завершена работа над методической темой: «Профессиональная ориентация как компонент предпрофильной подготовки».
Был поставлен и решен ряд задач:
1. Создать условия для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА-9 как единственной форме прохождения государственной итоговой аттестации за курс основной школы, а также к продолжению непрерывного образования.
2. Достичь уровня базового образования, соответствующего государственному стандарту у всех учащихся конструктивного или творческого уровня.
3. Достичь оптимального уровня воспитанности школьников, сформировать личность, способную жить в современном мире, знать и продолжать традиции своего народа, творить на благо Родины.
4. Создать условия для поддержания и укрепления здоровья школьников, формировать потребности в здоровом образе жизни.
Для решения поставленных задач были использованы следующие формы методической работы:
Педагогические советы: «Итоги работы школы за 2009-2010 учебный год. Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения» (август), «Педагогическая поддержка в основе саморазвития и самоопределения личности младшего школьника» (ноябрь), «Роль классного руководителя в самоуправлении классного коллектива» (январь), «Содержание образования, профильное обучение. Профилирование и образовательный стандарт. Профилирование и ЕГЭ» (март), «Организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися на уроках и во внеурочное время» (май), а также педагогические советы по итогам промежуточной аттестации, педагогические советы по ознакомлению с нормативными документами. Темы педагогических советов, семинаров выбраны исходя из проблем, над которыми работали педагоги школы.
Семинары – практикумы: «Проблема определения понятия «Профессиональная компетентность педагога» (февраль), «Формы и методы организации самостоятельной деятельности на уроке» (апрель).
Обобщение педагогического опыта в виде творческого отчета учителя начальных классов Макшановой Н.И. по теме: «Организация комплексного повторения в период подготовки выпускников к итоговой аттестации».
Заседания МО учителей предметников, работа над темами по самообразованию, посещение открытых уроков, проведение предметных недель и др.
В рамках предметного методического объединения каждый педагог школы принимает активное участие в научно – исследовательской работе, повышает свою профессиональную компетентность путем обучения на курсах МОУ ДПО «ИПК» города Новокузнецка, занимается самообразованием, участвует в работе по обобщению опыта.
В течение учебного года методические объединения решили ряд задач практической направленности. Были даны открытые уроки. Учителя русского языка и литературы, математики, биологии, химии, физики, обществознания, истории работали над проблемой подготовки выпускников 9-х классов к ГИА-9. Ими были разработаны, подготовлены материалы для самостоятельных работ на уроке, олимпиад, итоговых контрольных работ, пробных экзаменов по устным предметам в форме ГИА-9. Ярко, интересно, познавательно были проведены предметные недели по русскому языку, математике, химии, литературе. Вся работа была спланирована и осуществлялась МО, действующими в школе, и планировалась с учетом единой методической темы школы.
Благодаря работе ШМО подготовлен материал для проведения школьных предметных олимпиад, итоги которых были проанализированы в сравнении с предыдущим годом. По результатам школьных и районных олимпиад учителями был сделан вывод о необходимости усиления работы с детьми одаренными, интересующимися тем или иным предметом.
На заседаниях ШМО анализировались итоги промежуточной аттестации обучающихся, разрабатывалась система мер, необходимых для устранения наиболее типичных ошибок. В 2010-2011 учебном году проводилась работа по сортировке имеющегося фонда методических рекомендаций и пособий в помощь учителю: «Рабочая программа», «Оформление документации», «Портфолио педагога», «Основные требования к личностно-ориентированному уроку», « Требования к аттестации педагогов»
Важным направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации.
Учителя принимали участие в работе педагогических советов, ШМО, РМО.
В течение учебного года учителя школы принимали участие в районных постоянно действующих семинарах. Знания, полученные учителями при посещении ПДС, используются при проведении уроков. В течение всего учебного года учителями велась работа по обновлению и пополнению дидактического материала.
Силами МО учителей-предметников была проведена большая работа по организации предпрофильной подготовки.
В течение 2010-2011 года учебного в рамках предпрофильной подготовки для обучающихся 8-9-х классов были проведены следующие курсы по выбору: «Решение нестандартных задач по химии», «Решение задач с параметрами», «Детский правозащитный университет», «Отрасли технического производства и профессиональное самоопределение». Данные курсы были направлены на развитие познавательного интереса, углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план, развитие навыков исследовательской работы.
Для обучающихся 8 класса была проведена презентация курсов по выбору. Это позволит организовать предпрофильную подготовку на 2011-2012 учебный год.
В течение учебного года было дано 26 открытых урока в рамках работы предметных МО; школьных семинаров, а также в связи с аттестацией на присвоение и подтверждение второй квалификационной категории. В рабочем порядке по плану внутришкольного контроля было посещено 168 уроков, 17 занятий курсов по выбору (предпрофильная подготовка в 8- 9-х классах), 19 занятий элективных курсов по профильным предметам в 10 классе - математика, физика, информатика.
Уроки, занятия профильных групп, занятия элективных курсов были посещены с целью: проанализировать реализацию целей и задач предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также определить результативность организации контроля усвоениия знаний учащихся, эффективности методов и приемов, формирующих прочность знаний обучающихся. Работу школьных методических объединений учителей – предметников следует признать удовлетворительной.
По результатам наблюдения за деятельностью педагогов и учащихся на уроках можно сделать следующие выводы:
1.В основном поставленные задачи методической работы на 2010-2011 учебный год выполнены.
2.Повысился профессиональный уровень учительского мастерства. Содержание уроков соответствует государственным программам по предметам. Используются разнообразные способы индивидуализации и дифференцирования заданий учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и уровня подготовки. В основном все педагоги обеспечивают подлежащую последовательность в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока, развивают у школьников самостоятельность, стремление самостоятельно добывать знания, используют проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, содействуют развитию познавательного интереса, используя данные о применении научных достижений.
3.Занятия курсов по выбору и элективных курсов разнообразны (лекции, практикумы, игры, экскурсии, диагностика, тренинги, конкурсы, проекты, исследования), практически направлены; насыщены научно – публицистическим материалом. Создаются условия для самовыражения личности каждого ученика.
4.В рамках предметных недель были проведены разнообразные мероприятия, расширяющие круг знаний и интересов ребят: олимпиады, викторины, выпуск предметных газет, конкурсы, КВН.
Рекомендации:
Руководителям МО учителей - предметников скорректировать планирование заседаний МО, скоординировать их (по необходимости) для продуктивной и эффективной работы в целях повышения профессионального мастерства педагогов и результативности реализации единой методической темы на 2011 – 2012 учебный год: «Проблемы оценивания. Формирующее оценивание как средство повышения учебной мотивации учащихся».
С целью повышения профессионального уровня педагогов школы провести семинары – практикумы по заявленной теме.
Продолжить работу по накоплению и обобщению педагогического опыта по подготовке выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА-9, а также по подготовке учеников к участию в программе мониторинговых исследований качества образования на всех этапах обучения.