ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА 2011-2015 ГОД.


Рассмотрено на педагогическом совете МОУ «СОШ № 69»

Протокол № 6

«23» мая 2011 года

Согласовано

Зам. директора по УВР

Поливанова Н.Н.

«24» мая  2011 года

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ № 69»

приказ № 173

«30» августа  2011 года

 


ПРИКАЗ"Об утверждении основной образовательной 
программы начального общего образования (ООП НОО).Prikaz_OOP.docx

Пояснительная записка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВАМИ

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Введение.

Важность и актуальность проблемы методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе в связи с переходом на ФГОС.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее «ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использование инновационного опыта других образовательных учреждений…».

В этой связи издательство «Просвещение» выпускает уникальную книжную серию «Стандарты второго поколения», отражающую основное содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являющегося инструментом реализации государственной политики в области образования. Выпуск изданий осуществляется в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования.

 

Основные положения учебно-методического комплекса

«Школа России» в свете требований ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно‐методическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России».

Информационно‐образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, методическими и другими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС (см. ФГОС раздел III, п.19.3.), но и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, современными электронными пособиями, интернет поддержкой. В связи с этим в УМК «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за рамки комплекса в поисках других источников информации. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.

Для авторского коллектива УМК «Школа России», в составе ученых, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования: В.Г. Горецкого, М.И. Моро, А.А. Плешакова, Л.Ф. Климановой, В.П. Канакиной, Л.М.Зелениной, Л.А. Виноградской и др. всегда было и есть приоритетным вектором развития УМК – его соответствие запросам текущего времени в сочетании с сохранением лучших традиций российского образования, что соответствует важнейшей идеологической составляющей ФГОС.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими школьниками приёмов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. А это принципиально важные аспекты образования в начальной школе, зафиксированные в ФГОС начального общего образования.

Системное, многолетнее отслеживание результатов обучения младших школьников по УМК «Школа России» подтверждает его высокую эффективность. Так, например, данные независимых международных исследований PIRLS, направленные на изучение читательской компетенции выпускников начальной школы показали, что УМК «Школа России» обеспечивает лучшие в России результаты, отражающие:

  • приоритет понимания над воспроизведением текста,
  • причинно‐следственный, аналитический подход в работе с текстом;
  • акцент на собственном аргументированном суждении;
  • неформальный, занимательный характер вопросов;
  • полноту средств, формирующих сложные умения;
  • практическое совпадение авторских акцентов с проверяемыми PIRLS умениями.

Таким образом, УМК «Школа России» успешно решает актуальные задачи предметной области филология, обозначенные в новом стандарте: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; общее речевое развитие; умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач и пр.

Данные независимых экспертов российской академии образования (РАО) по результатам выполнения итоговой комплексной работы в рамках экспериментальной апробации ФГОС, проведенной в 14 регионах России в 2009 г. показали, что самую высокую подготовку по предметам «Математика» и «Окружающий мир» продемонстрировали обучающиеся по УМК «Школа России».

Высокие результаты обучения получены потому, что авторы курса математики (М.И. Моро и др.) особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Это действия, направленные на сравнение математических объектов, проведение их классификации, анализ предложенной ситуации и полученных выводов, выявление разных функций одного и того же математического объекта и установление его связей с другими объектами, выделение существенных и отсеивание несущественных признаков, перенос освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации. Важное место в УМК уделяется текстовым задачам, их структуре, этапам решения: анализу задачи, поиску способов и составлению плана решения, проверке решения, составлению и решению задач, обратных заданной, в том числе и формированию умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, схематических чертежей, таблиц и других моделей.

Одним из ведущих положений ФГОС является ориентация содержания образования на формирование национальных базовых ценностей как составляющей культурного, духовного и нравственного богатства российского народа. Эта задача решается средствами всех учебных предметов УМК «Школа России», среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова. Цель курса ‐ воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей многонациональной страны и всего человечества. Эта цель абсолютно созвучна современному национальному воспитательному идеалу, зафиксированному в Концепции духовно‐нравственного развития и воспитания гражданина России, являющейся методологической основой ФГОС.

Приоритетными задачами курса является формирование гражданской и этнической идентичности младшего школьника, культурных и семейных ценностей. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в УМК включены следующие книги: «Зелёные страницы», атлас‐определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики».

УМК «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно‐нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции УМК и программах по учебным предметам для начальной школы.

Несомненно, ценность УМК «Школа России» состоит и в том, что ему присущи такиехарактеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, открытость новому. Не случайно УМК «Школа России» получил самое широкое признание в школах Российской Федерации и как показывает практика, более половины учеников начальных классов России обучаются по данному учебно‐методическому комплексу.

 

Психолого-педагогические основы учебно-методического комплекса «Школа России» и ФГОС.

Психолого‐педагогические исследования показывают, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В этой связи ФГОС определяет личностные, мета предметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.

Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

 Теоретические и методические материалы, ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), являющиеся системообразующими компонентами ФГОС, разработаны под руководством заведующего кафедрой психологии личности МГУ академика А.Г. Асмолова.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функциями универсальных учебных действий являются:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

 

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально‐предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Психолого‐педагогическим и теоретико‐методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно‐деятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

В данном подходе наиболее полно на сегодняшний день раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. В этой связи все программы комплекта «Школа России» ориентированы на планируемые результаты начального общего образования и являются инструментом для их достижения. В последующих главах на конкретных примерах будут проиллюстрированы возможности УМК «Школа России» в контексте формирования УУД.

Исходя из выше изложенного, принципиально важно рассмотреть ведущие целевые установки УМК «Школа России» и соотнести их с основными положениями ФГОС.

 Цель и задачи обучения по учебно-методическому комплексу «Школа России»

в соответствии с целями и задачами ФГОС.

Разработчики УМК «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно‐методического комплекса обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями ФГОС, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы. «Говоря о современном образовании, современной школе, мы хотим поставить ударение именно на этом слове, имея в виду не простое обозначение их временной принадлежности, а качественную характеристику, отвечающей реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющей надежный потенциал для дня завтрашнего, во всяком случае, для прогнозируемого будущего.

При этом мы имеем в виду не только время, но и место действия. УМК «Школа России» создается в России и для России. И это также не простая констатация «пространственной» принадлежности учебно‐методического комплекса, а его качественная характеристика, отражающая существенные для рассмотрения каждой из вышеперечисленных теорий в контексте изучения психолого-педагогических и методологических основ формирования УДД.

Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества».

Сравним представленную выше целевую установку УМК «Школа России» с современным национальным воспитательным идеалом, сформулированным в Концепции духовно‐нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Очевидно, что целевая установка УМК «Школа России», «работающая» на каждом уроке в школах России на протяжении ряда лет абсолютно созвучна с ведущей целевой установкой ФГОС ‐ национальным воспитательным идеалом современной России.

Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»:

  • Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.
  • Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
  • Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре.
  • Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
  • Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

Целевая установка УМК «Школа России» и его ведущие задачи также соотносятся с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»), сформулированными в ФГОС:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для реализации вышеизложенных целей и задач в образовательном процессе педагогу чрезвычайно важно знать дидактические принципы, заложенные в УМК «Школа России» и механизм их реализации в практической деятельности.Деятельностная парадигма образования как важнейшее условие реализации ФГОС (дидактические принципы и методические подходы в работе с учебно-методическим комплексом «Школа России»).

Основополагающими принципами комплекса «Школа России» являются:

1. Принцип деятельности.

Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно‐познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире.

Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но здесь речь идет не только о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип преемственности.

Этот принцип означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

Реализация указанного принципа поможет педагогу выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

5. Принцип творчества.

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает в наши дни общеобразовательное значение.

6. Принцип психологической комфортности.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

7. Принцип вариативности.

Этот принцип обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности ‐ качество обучения.Изложенные выше принципы обучения не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику в направлении решения современных образовательных задач.Перечисленные дидактические принципы в определенной мере необходимы и достаточны для реализации современных целей образования по УМК «Школа России».Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями ФГОС, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств. Этому способствуют те методические подходы, включая образовательные технологии, методы и формы работы, которые заложены в само содержание,методическое сопровождение и дидактическое обеспечение УМК «Школа России»:

  • большой воспитательный потенциал;
  • системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность;
  • возможности для дифференцированного и личностно‐ориентированного образования школьников;
  • преобладание проблемно‐поискового методов обучения;
  • практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт учащихся;
  • творческие, проектные задания;
  • возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • учебные диалоги;
  • возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе с использованием информационных образовательных ресурсов.

Все вышеуказанные принципы и методические подходы в работе с УМК «Школа России» помогают педагогу в системе организовывать на уроках деятельность младших школьников, а, следовательно, реализовывать системно‐деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС и концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно‐деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Возможности учебно-методического комплекса «Школа России»

 для реализации требований ФГОС.

 Фундаментальное ядро ФГОС, отбор и структурирование содержания образования в учебно-методическом комплексе «Школа России».«Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно‐методических пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения ФГОС – определить:

  • систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
  • состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универ‐сальных видов действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Методологическая основа фундаментального ядра содержания общего образования ‐ принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы.» В этой связи, УМК «Школа России» очень надежен в контексте:
  • реализации принципов фундаментальности и системности изложения предметного содержания на основе лучших традиций отечественной школы, осознавая их исключительную ценность и значимость;
  • новых достижений науки, педагогической теории и практики, концепций, идей как общепедагогического, так и конкретно‐методического характера, что обеспечивает новое видение УМК в целом и каждой линии учебного предмета в отдельности.

 

 

 Потенциал учебно-методического комплекса «Школа России»

для формирования универсальных учебных действий.

Раскрывая основные положения учебно‐методического комплекса «Школа России» в свете требований ФГОС, мы в общих чертах характеризовали возможности, заложенные в УМК и результаты независимых исследований, иллюстрирующие его эффективность. Прежде чем более подробно характеризовать потенциал учебно‐методического комплекса для формирования универсальных учебных действий (УУД), заметим, что не только содержание учебных предметов, отраженных в учебниках, а также методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на формирование УУД, которые закладываются в основу всей учебно‐воспитательной системы образования школы.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

С этой целью в учебниках предлагаются специальные разделы: Природа России, Страницы истории Отечества, Родной край – часть большой страны, Современная Россия, Жизнь города и села и др. (курс Окружающий мир); Устное народное творчество, Люблю природу ру

Конструктор сайтов - uCoz